Ольга Мерёкина (merekina_olga) wrote,
Ольга Мерёкина
merekina_olga

Есть ли арт критика в Китае?



Рынок современного искусства в Китае набирает обороты: появляются новые художники, открываются галереи (даже, несмотря на кризис). Поэтому возникает закономерный вопрос: а что представляет собой художественная критика в Китае? Существует ли она? Каков ее уровень? В какой степени она независима?

Основная цель художественной критики поиск рациональной основы для оценки живописи. Критика сравнивает и оценивает, она выявляет течения и анализирует происходящее в искусстве. Конечно, были в истории случаи, когда критика не признавала и не принимала новое течение, новое веяние. Но в большинстве случаев критика служит своего рода фарватером для коллекционеров, галерей, арт любителей и… помогает художникам развиваться.

То есть без критики не может быть развития, а рождается хаос, когда в результате определенные манипуляций стоимость работ автора в тысячи раз превышает своей реальной стоимости и значимости. Но существуют несколько требований, без которых не может быть ни критика, ни критики. Чтобы критика играла роль в художественном мире, она должна быть независима, критик обязан разбираться в истории искусства, обладать эстетическим вкусом и авторитетом.

В принципе можно утвердительно ответить: художественная критика в Китае есть. Но. Она практически не оказывает влияния на рынок, так как местные критики не имеют достаточного влияния. Да и из тех, кто обладает должным образовательным уровнем и эстетическим вкусом, мало кто готов отстаивать свое мнение, а главное – иметь «веса» в художественном сообществе, чтобы влиять на рынок.

В Китае практически нет профессиональных журналах об искусстве. Но даже для тех, которые есть, независимая (а только такая возможна) критика неинтересна. В этом случае критик в Китае становится частью «производственного цикла» китайского искусства. Галереи и аукционы преследуют весьма четкую материальную цель – продажа произведения искусства за максимально возможную стоимость. Чтобы сформировать спрос, критику заказывают статью (естественно, положительную), которую после печатают в журнале (часто за деньги) или используют в презентации выставки, что, в свою очередь, становится основным способом привлечения внимания богатого, но весьма далекого от искусства коллекционера.

Но самое интересное, что даже если найдется критик, который напишет свое негативное мнение, то вряд ли повлияет на продажи, так как в Китае нет достаточно авторитетных критиков. Критика существует вне рынка живописи и не имеет никаких рычагов воздействия на него. Не существует даже искусствоведческой терминологии на китайском языке: большинство терминов перешли из английского языка, который является фактическим языком китайской критики. Это также, в свою очередь, снижает степень ее влияния на «умы и сердца».

Единственное, радует то, что в Китае есть люди и авторитетные люди, которые понимают существующие проблемы и пытаются принимать меры. Например, господин Пи Ли, куратор, критик и преподаватель Центральной академии изящных искусств в Пекине, два раза в неделю читает лекции студентам по курсу критики. А два весьма крупных коллекционера китайского искусства (один из Гонконга, а другой – из Швейцарии), понимая значимость материального базы для формирования независимой критики, создали стипендии и премии для критиков, которые пишут о китайском искусстве и художниках. Но на формирование системы уйдут годы. А пока галереи и аукционы будут использовать хаос для получения прибыли. Но долго ли?
Tags: арт, живопись, искусство, китай, китайские художники, кнр, критика, рынок
Subscribe

  • Такой разный Шанхай

    Не важно, первый ли раз вы ступили на китайскую землю или прожили в этой стране несколько лет, путешествия по Китаю — это отличный способ…

  • Путешествие на Запад | Тяньшуй

    В путешествие надо отправляться, когда это единственный способ избавиться от навязчивой идеи. А последние полгода моей idée fixe был…

  • Гуманитарные науки в Китае и синология во Франции

    В 2008 году Китай впервые обогнал США по количеству присуждаемых в год степеней доктора философии. В 2014 году приставку PhD к своей фамилии в КНР…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments